суббота, 14 января 2012 г.

Рождественская тема

Год назад на страницах своего блога я разместила  статью "СВЯТКИ"  и работы  художника  по теме "Святки"    

Сегодня   снова на дворе благодатная пора святок. От Рождества (7 января по новому стилю) до Крещения (19 января н.с.) все славянские народы праздновали Святки. В основном это был праздник молодежи: ее песни, игры, обходы домов, гадания и посиделки создавали неповторимую атмосферу святочного веселья. Работать в это время не полагалось, а надо было веселиться и угощаться. Целую неделю с Рождества до Нового года (по-старому) молодежь и дети ходили со звездой и вертепом славить Христа . Звезду делали из палок, бумаги и слюды, а в середине звезды иногда зажигали свечи. Придя под окна дома, сначала пели тропарь и кондак празднику, а затем начинали славить хозяина. 

Мы к тебе, хозяин,

С добрыми вестями.
Радуйся, радуйся, земля,
Сын Божий в мир родился.

В вертепе — переносном кукольном театре в форме двухъярусного ящика-домика с деревянными или тряпичными фигурками — разыгрывали сценки, связанные с рождением Христа: поклонение пастухов и волхвов, избиение вифлеемских младенцев, смерть царя Ирода.

«…Топотом шумят в передней... мальчишки… Мишка Драп несет Звезду на палке — картонный домик: светятся окошки из бумажек, пунцовые и золотые, — свечка там… Совсем не похоже на Звезду, но все равно. Мишка Драп машет домиком, показывает, как Звезда кланяется Солнцу Правды».
Святки были началом нового солнечного года, и поэтому в ритуалах и песнопениях-колядках много мотивов, связанных с пожеланием урожая и богатства. За свое пение славельщики получали угощение — обрядовое печенье («козульки», «коровки») и деньги. 
Дожидай Рождества,
Коляда пришла!
Коляда свята!
Коляда свята!
Коляда пришла,
Рождество принесла!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому:
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
 И богатством!

Со второго дня Рождества по вечерам из дома в дом начинали ходить ряженые. Рядились все: и молодые и старые, и мужчины и женщины. Парни любили наряжаться в женский, а девушки — в мужской костюм, на голову надевали козлиные или медвежьи личины или огромные шапки-малахаи, а лицо мазали сажей. Личины делали также из бересты с отверстиями для глаз, носа и рта и пришивали к ним берестяной нос, бороду, брови, усы, румянили свеклой щеки . Наряжались цыганами, солдатами, толстыми купцами, но самые любимые персонажи — медведь и коза (лубок) .У славян эти животные были издавна связаны с культом плодородия. В шествии ряженых мог принимать участие и реальный вожак с настоящим медведем, но обычно тот, кто изображал медведя, наряжался в вывороченный тулуп, а представлявший козу, тоже наряжавшийся в вывороченный тулуп, приделывал себе рога, хвост из веревки и бороду из льна.
В городе святочные маски можно было купить на рождественском базаре. 
Ряженые гуляли по деревне с плясками и песнями, с гармошкой, балалайкой, скрипкой или барабаном, некоторые передвигались на руках. Заходя в избу, ряженые славили хозяина и всех гостей, а затем начинали петь и танцевать. Пляски сменялись играми. Парни любили пугать девушек, а те оборонялись и выгоняли ряженую нечисть из избы. Игра не только носила веселый характер, но имела и магический смысл: выгнав из дома ряженых, люди были уверены, что таким образом они обезопасили наступающий год. Ряженые старались как можно дольше оставаться неузнанными, для этого они и придумывали особые наряды и меняли голос. Если ряженого узнавали, то он должен был снять свой костюм, а в некоторых местах узнанные обязаны были одаривать девушек деньгами. 
На Святки девушки гадали о своей судьбе: о будущей жизни, о замужестве. В гадании могли принимать участие и старики, и дети. После захода солнца они собирались в избу и гадали на большом деревянном блюде, накрытом платком. В блюдо клали кольца, пуговицы, наперстки и, потряхивая его, не глядя вынимали эти предметы под определенный куплет подблюдной песни.
На печи звезда
Высоко взошла!
Кому вынется,
Тому сбудется,
Не минуется.
Слава! (Счастье и богатство.)

Идут сваты богатые.
Лады!
Один сват в лаптях,
А другой в сапогах.
Кому поем, тому с добром,
Кому сбудется, не минуется! (Свадьба.)

В избу приносили петуха, а на полу рассыпали зерно и раскладывали среди зерен кольца, затем тановились вокруг петуха и смотрели, чье кольцо схватит петух.

Петушок, петушок!
Скажи, не утай –
Выйду ли я нонешний год замуж?

Гадали не только в избе, но и на улице: девушки кидали через ворота башмаки и смотрели, куда они ложатся носками. Если башмак ложился носком от ворот, то это означало, что девушка выйдет в этом году замуж. Кидали сапоги через поленницу или через стог сена, и если перекидывали, то это означало замужество. Ночью в огороде девушка ложилась на снег, а утром рассматривала отпечаток, и если он был четким, то это сулило счастливую жизнь в течение целого года. Холостые парни и девушки заходили в хлев и, зажмурив глаза, снимали с насеста курицу и по ее цвету определяли, какого цвета будут у суженого волосы. 
На Рождество развлекались не только ночью, но и днем: катались на санках с гор, устраивали кулачные бои.


Ещё про Крещение, Святки, гадание на святках и многое другое...ЗДЕСЬ

Комментариев нет:

Отправить комментарий